На большинстве автомобилей воздушный фильтр расположен на виду в удобном месте и открыть его для просмотра не составляет особого труда. Однако мало кто удосуживается посмотреть в каком состоянии он находится, кроме случаев его плановой замены или при выполнении ремонтных операции.
А зря! Фильтр может многое рассказать о «здоровье» двигателя и его систем. Плюс, владелец смог бы обнаружить первые следы попадания масла на их ранней стадии и сразу принять меры к их устранению.
Проверка воздушного фильтра
Для того, чтобы лучше уяснить причины попадания моторного масла в фильтрующий элемент, сделаем небольшое отступление и рассмотрим вкратце работу двигателя внутреннего сгорания.
На первый взгляд, конструкция современного двигателя внутреннего сгорания такова, что потоки воздуха и масла в нем надежно разведены, не могут пересекаться, что называется, по определению. В действительности это не совсем так, и если двигатель достаточно серьезно изношен, то по тому же маршруту, по которому производится забор воздуха, могут проследовать и так называемые картерные газы.
Они образуются при сгорании попадающего в картер двигателя топлива и, по идее, должны из цилиндров выводиться полностью. Если двигатель достаточно новый и имеет относительно небольшой износ, то именно так оно и происходит. Однако если он закоксован, его кольца «залегли», то некоторая часть картерных газов наружу не выходит. В результате этого давление становится выше нормы, и в результате происходит разрушение сальников. Такое положение дел приводит к тому, что силовой агрегат начинает усиленно потреблять масло. Следовательно, чтобы этого не происходило, необходимо предусмотреть меры, нацеленные на полный отвод картерных газов.
Если поршневые кольца сильно изношены (то есть, как выражаются специалисты по ремонту двигателей, они «залегли»), то так называемое «лишнее» масло, проникающее в картер из цилиндра, собирается плохо. Как уже было пояснено выше, давление становится избыточным, и смазка «выдавливается» через клапан вентиляции и маслоотражатель. В результате этого картерные газы, насыщенные мельчайшими капельками масла, частично «захватываются» потоком воздуха, следующим в воздушный фильтр, и оседают на нем. Поэтому если в течение достаточно длительного времени эксплуатировать силовой агрегат с «залегшими» поршневыми кольцами, то вероятность засорения воздушного фильтра маслом оказывается достаточно высокой.
В том случае, если серьезно засорен сток центрального маслоотражателя, то излишки масла просто не могут попасть в картер. В результате этого некоторая их часть смешивается с картерными газами, которые выводятся наружу и попадают вместе с воздухом в воздушный фильтр. По сути дела, то же самое происходит и тогда, когда загрязнен канал или же шланг (что именно — зависит от конструкции конкретного двигателя), выводящий за границы дросселя картерные газы.
Наконец, «виновником» того, что в него попадает масло, вполне может оказаться и сам воздушный фильтр. Если он уже отслужил свой срок и серьезно засорен, то начинается процесс компенсации нехватки воздуха (так называемый «подсос») не только из «штатного» пути, по которому он должен следовать, но из других мест, в том числе и из картера. Само собой разумеется, что в этом случае масло тоже попадает в воздушный фильтр.
Таким образом, можно сделать несколько вполне обоснованных предположений относительно того, из-за чего в воздушном фильтре оказалось масло. Они следующие:
Как известно для сгорания топлива необходимо наличие воздуха, который попадает в двигатель из окружающей среды, проходя очистку в воздушном фильтре. Далее воздух засасывается (при ходе поршня к нижней мертвой точке) в диффузоры карбюратора, где смешивается с топливом, либо подается в камеру сгорания на двигателях, оснащенных инжектором.
В определенный момент происходит воспламенение смеси и газы от сгорания, расширяясь, толкают поршень вниз, приводя во вращательное движение коленчатый вал двигателя. В случаях износа ЦПГ значительная часть газов попадает в поддон двигателя, поднимая тем самым внутри картерное давление.
Небольшое количество газов попадает в картер и на новых двигателях, но их количество минимально и не критично для двигателя.
В свою очередь для снижения давления предусмотрена система вентиляции картерных газов, соединяющая посредством шланга (трубки) картер с корпусом воздушного фильтра.
• При сильном износе поршневой группы значительно возрастает давление в картере, вызывая внутри его масляный «туман» и газы через систему вентиляции уносят с собой и частицы масла, которые и осаждается на фильтрующем элементе воздушного фильтра.
Таким образом мы рассмотрели одну из основных причин попадания масла в воздушный фильтр двигателя.
Косвенно признаком излишнего давления могут служит следы масла на гофре подачи воздуха в местах ее соединения, а также в районе сальников коленчатого вала, что сразу должно насторожить владельца авто и вынудить его все же заглянуть в корпус воздушного фильтра.
• Очередная причина попадания масла в воздушный фильтр, это грязь и отложения в узле дроссельной заслонки, где имеется золотник отсоса картерных газов. Когда он забивается грязью, то это также ведет к повышению давления в картере и подсосу масла через вентиляцию.
Грязная дроссельная заслонка
• Следующей причиной, по которой масло может попасть в фильтр является забитый различными отложениями маслоотделитель и канал стока масла в картер из пространства под крышкой клапанов.
масло на стыке патрубков воздушного фильтра и маслоуловителя картерных газов
Под крышкой скапливаются излишки масла, находящиеся от вращающихся распределительных валов, при работе мотора, во взвешенном состоянии, которые засасываются через патрубок в воздушный фильтр двигателя.
• И последней, очевидной, причиной попадания масла в воздушный фильтр, является сам фильтр, когда он загрязнен до такого состояния, что уже не обеспечивает нужного количества воздуха для формирования топливной смеси.
Двигатель же продолжая работать, пытается «добыть» себе воздух любыми путями вытягивая его и картерного пространства вместе с масляным туманом, который и осаждается на элементе фильтра.
Если проверка показала, что дело не в корпусе и фильтрующих элементах очистителя воздуха, тогда потребуется выполнить диагностические процедуры.
Ничего сложного в этом нет, вне зависимости от того, стоит у вас под капотом обычный бензиновый ДВС, дизель или турбодизель. Везде алгоритм примерно одинаковый. Только вам лучше заранее разобраться со спецификациями своей машины, расположением нужных элементов и пр. Все же продукция ВАЗ предельно простая в самостоятельном ремонте и обслуживании. Уже немного сложнее будет с машинами типа Рено Логан или Ниссан Альмера. А иномарки премиум класса порой лучше отправить в сервисный центр. Но тут решать только вам.
Существует несколько рекомендаций, которые помогут вам выяснить причину, из-за которой масло вдруг оказалось на фильтре воздуха вашего двигателя.
Решить проблему с грязными шлангами просто. Их нужно прочистить, попытаться продуть. Если же речь идет о повреждениях и деформации, тогда только замена.
Вот такой распространенный случай: автолюбитель обнаружил масло в воздушном фильтре у ВАЗ 2109. Необходимо разобраться, какова суть проблемы. Если не обращать внимания на ситуацию, последствия могут быть плачевными, вплоть до капитального ремонта двигателя.
Для выяснения ответа на сакраментальный вопрос автолюбителя – «из-за чего закидывает масло прямо в воздушный фильтр?» – первоначально приготавливаем все, что может нам пригодиться:
Для выяснения сути, почему двигатель гонит масло в фильтр, действуем следующим образом.
Вот так можно понять, почему в фильтре есть масло у ВАЗ 2109, после чего устранить неполадку. Добавим, что некоторые автовладельцы просто снимают трубку сапуна с воздухозаборного канала, затем опускают вниз, под двигатель. Однако это служит лишь временной мерой, нисколько не решая саму проблему.
Далее рассмотрим иной характерный случай. Предположим, наблюдается масло в воздушном фильтре автомобиля ВАЗ 2110. Под рукой имеем следующее:
Как описывалось ранее, предварительно смотрим выхлоп, а также замеряем компрессию. При пониженной компрессии советуем заняться разборкой, диагностикой и ремонтом двигателя. Но, допустим, здесь тоже компрессия оказалась нормальной. Тогда действуем следующим образом.
Добавим также, что, когда у ВАЗ 2112 появляется масло в фильтре, нужно действовать аналогично.
В заключение рассмотрим некоторые аспекты профилактических мероприятий, предназначенных предотвратить момент, когда воздушный фильтр автомобиля закидывает маслом из-за дефектов цилиндро-поршневой группы. Их суть заключается в следующих пунктах:
Эти несложные правила улучшат эксплуатационные характеристики мотора, а также увеличат срок его службы. Не будет лишней и установка на трубку подачи картерных газов универсального маслоуловителя. Цена его невелика, но эффект от его применения не заставит себя ждать – фильтровальный элемент будет надежно защищен от проникновения смазки.