Чтобы понять, что же такое установленные гидрокомпенсаторы в любом двигателе внутреннего сгорания, нужно разобраться с их взаимодействием с остальными частями ГРМ. Основным элементом газораспределительного механизма в двигателях внутреннего сгорания является клапан. В зависимости от конструкции количество их может варьироваться от 2 до 4 шт. на каждый из цилиндров.
Функционал впускных клапанов сводится к освобождению прохода для проникновения топливной смеси в цилиндры и последующему закрытию. Выпускные клапаны используются для последующего отведения отработанных газов из камеры сгорания.
Когда имеется клапан, то требуется к нему дополнительное устройство, помогающее подстраивать тепловой зазор между толкателем и торцом. На отечественных вазовских моделях предусмотрено два типа регулировки тепловых зазоров:
А для чего же нужны тогда гидрокомпенсаторы, становится понятно практически при первом взгляде. Ведь когда они находятся под давлением, то удается тепловой зазор регулировать автоматически. Рабочей жидкостью в данной ситуации выступает моторное масло. Благодаря подобному механизму компенсация обеспечивается, не смотря на текущую температуру или степень износа сопрягающихся поверхностей.
В отечественных автомобилях устройство гидрокомпенсатора в механизме клапанного привода является относительно несложным. Внешне он напоминает поршень. Верхняя его часть оказывается под давлением эксцентрика или толкателя распределительного вала. На боковой стенке присутствует канавка и отверстие, через которое поступает масло.
Во внутренней части располагается поршень и плунжер, которые являются основными рабочими элементами. При оказании давления масла на рабочую поверхность поршня происходит его перемещение вниз, что создает усилие на торцевую часть клапана.
Принцип работы большинства гидрокомпенсаторов для клапанов подразумевает использование запорного клапана. Он выполнен в виде шарика, поджимаемого шайбочкой с пружинкой, которая располагается в промежутке между плунжером и поршнем. Таким образом внутри поршня удается удержать достаточное количество масла.
Разобранный гидрокомпенсатор автомобиля
В том случае, если клапан перешел в закрытую позицию, то происходит взаимный переток масла между каналами смазочной системы, что приводит к уравновешиванию масляного давления. После оказания давления от эксцентрика происходит смещение корпуса в нижнюю часть вместе с клапаном, что приводит к перекрытию сообщающихся каналов.
Важно! Подобное состояние дел (достаточное количество масла) приводит к беззазорному касанию элементов между собой, поэтому отсутствует стук клапанов.
Производители могу ставить данные изделия на любой тип газораспределительного механизма. Исходя из типов ГРМ, принято использовать такую классификацию:
Хотя используется в каждом случае особая конструкция, но во всех случаях повторяется одинаковый принцип действия. Они практически в одинаковой степени эффективно компенсируют зазоры между кулачками распредвала и толкателями.
Характерной особенностью гидравлических компенсаторов, применяемых в «CHEVROLET NIVA», является то, что конструкторы отказались использовать классические винты для регулировки. Теперь там располагаются плунжерные пары, к которым от смазочной системы поступает масло. В результате регулировка осуществляется автоматически.
Цокающие, лязгающие, постукивающие толкатели это только первый сигнал о том, что с двигателем не все в порядке. Стук гидрокомпенсатора, как лакмусовая бумажка состояния системы смазки, да и всего двигателя. Визуально мы не можем судить о степени износа масла или чистоты масляных каналов. Приборы на панели тоже ничего не скажут — давление и уровень в порядке, значит все нормально. Гидрокомпенсатор любой конструкции — это тонко настроенное плунжерное устройство, которое отреагирует на любые негативные изменения в системе смазки.
Стук гидрокомпенсатора может говорить о других проблемах в двигателе
Словом, при появившемся стуке желательно как можно скорее провести диагностику и ремонт.
Пргоревший клапан — последствие стука гидрокомпенсаторов
Это услышать достаточно просто. Стук гидрокомпенсаторов на холодном двигателе или горячем начинает проявляться непосредственно при работе двигателя и оказывает прямое влияние на стабильность его работы.
Причины того, что элемент стучит «на горячую», таковы:
Данные причины неисправности характерны только для прогретого двигателя. Стоит отметить, что звучание данных элементов на горячем двигателе случается довольно редко.
Чаще всего гидрокомпенсатор стучит «на холодную», при этом для обоих режимов звук может появиться из-за низкого качества масла. Также он возникает из-за загрязненной системы очистки смазочной жидкости.
Причин, почему именно деталь стучит на непрогретом двигателе, намного больше, нежели на горячем. Не всегда удается определить источник «цокота» гидрокомпенсаторов. Поэтому в некоторых ситуациях целесообразно обратиться за помощью на специализированную станцию.
Основные причины того, что на холодном двигателе стучат гидрокомпенсаторы:
Теперь мы прекрасно знаем основные причины, из-за чего гидрокомпенсатор стучит «на холодную». Стоит отметить, что одновременно не может застучать несколько агрегатов, как правило, звучит только один. Чтобы выяснить, какой именно пришел в негодность, необходимо произвести диагностику.
Самой простой и самой распространенной причиной стука является использование некачественного масла. Если масло не менялось очень давно, или оно низкого качества, первыми, реагирует на это конечно гидрокомпенсаторы. Надо лишь заменить масло, для решения этой проблемы.
Причина стука гидрокомпенсаторов также заключается в загрязнении масляного фильтра. При этом прекращается поступление масла в гидрокомпенсаторы под требуемым давлением, что вызывает их стук. Решить эту проблему можно достаточно просто, лишь проведя замену фильтра на новый.
Причина, по которой происходит стук гидрокомпенсатора, может заключаться в неисправности масляного насоса. Если им не создается необходимое давление, то не будет происходить поступления масла в гидрокомпенсаторы.
Наконец стук гидрокомпенсатора может быть вызван его неисправностью.
Намного более опасным является стук гидрокомпенсаторов, который появляется с прогревом или только усиливается по мере выхода силового агрегата на рабочие температуры. В таком случае постоянно стучат гидрокомпенсаторы на холостых оборотах прогретого мотора, стук может присутствовать под нагрузками и т.п. Список причин данной неисправности более широкий по сравнению со стуками на холодном ДВС.
Первое, нужно убедиться, что на горячую стучат именно гидрокомпенсаторы, так как причин для стука в двигателе достаточно много. Для этого необходимо знать, как определить стучащий гидрокомпенсатор. Также важно уметь определить, какой гидрокомпенсатор стучит, что поможет точнее локализовать неисправность.
Отметим, что стук компенсаторов имеет характерный призвук. Тональность высокая, стук звонкий, напоминает удары металлического шарика по другой металлической детали, локализуется под клапанной крышкой. Хорошо прослушивается стетоскопом. Если ГК стучит постоянно, то его в скором времени может окончательно заклинить или произойдут другие поломки. Двигателю в такой ситуации нужен ремонт, возможна замена гидрокомпенсаторов. В некоторых случаях также разбивается посадочное место гидрокомпенсатора. После нагрева мотора происходит температурное расширение деталей, ГК начинает условно «болтаться» в месте установки и стучать. Более точное определение стучащего ГК возможно после частичной разборки мотора и снятия крышки.
Как уже говорилось, на холодном двигателе загрязнение каналов может быть причиной стука, после чего посторонний звук исчезает с прогревом. В случае с горячим ДВС бывает с точностью до наоборот, когда параллельно росту температуры отложения в канале размягчаются и смещаются, полностью перекрывая подачу смазки в ГК. В этом случае также рекомендуется промывка гидрокомпенсаторов и системы смазки, замена моторного масла или очистка двигателя после его разборки.
Следует проверять масляный фильтр, который может быть причиной недостаточного давления в системе смазки и, как следствие, стука ГК на горячую. При недостаточном давлении в гидрокомпенсаторах создается воздушная пробка. Отдельного внимания заслуживает и уровень масла в двигателе, который не должен быть ниже, а также и выше нормы (перелив масла в двигатель). Следует отметить, что на холодную при низких оборотах и проблемах с уровнем масла ГК может не стучать. После прогрева ДВС количество воздуха в масле растет и появляется стук гидрокомпенсаторов, так как масло с воздухом становиться сжимаемой смесью. Еще желательно в случае проявления проблем с ГК на горячем моторе проверять работу маслонасоса, замерить давление в системе смазки.
Не всегда после замены гидравлических компенсаторов проблема уходит. Особенно, если в двигателе установлены новые элементы, а также залито свежее масло. Вариантов несколько.
Как правило, лечить стук приходится методом промывки головки блока цилиндров. Если это не поможет, значит, надо менять новый масляный насос. Подобное поведение указывает на значительный естественный износ. Устранение неисправности таким способом – явление редкое, потому что в 90% случаев устранение проблемы происходит после замены выбранного масла, промывки гидрокомпенсаторов.
Проверить гидрокомпенсаторы самому достаточно просто. Устройство по своему строению не сложное.
Для того чтобы выяснить исправность, нужно попробовать нажать на внутреннюю часть гидрокомпенсатора (которая прилегает в клапану). Если она легко проминается, то значит гидрокомпенсатор неисправен, если нет, то значит с ним все в порядке.
Заводом-изготовителем срок службы гидрокомпенсаторных механизмов закладывается на весь период эксплуатации мотора. Регламентных работ по поводу обслуживания этих узлов не предусмотрено. Заливая качественную смазывающую жидкость, и зная, как часто менять масло в двигателе, проблем с гидротолкателями удастся избежать.
При первом появлении стуков часто предпринимаются попытки сменить маслосостав. Что же, действие оправданно как при фиксации факта сразу после замены эмульсии, так и в качестве заблаговременного предотвращения закоксовки гидротолкателей. Важно не отклоняться от заводских норм по вязкости:
Но и этого недостаточно. Хорошим будет тот продукт, который, по отзывам, беспроблемен для ВАЗ 21129. Поскольку разработка еще молода и технических сведений по маслам собрано мало, можно использовать базу по 126 и 127 шестнадцатиклапанникам. К примеру, для них не подходил Shell Helix Ultra 5W-40. В числе оптимальных смазок значились такие:
Дополнительная автохимия не используется в качестве основного решения проблемы. Ее задача – отсрочить ремонт на несколько тысяч км. Соответственно пользоваться данным методом целесообразно только в случае износа или повреждения компенсаторов. В качестве присадок можно рассматривать Liqui Moly Hydro-Stossel-Additiv и продукцию XADO.
Проводить промывочные мероприятия уместно при фиксации факта закоксованности или засоренности гидравлических компенсаторов. Только вот убрать стук загрязненных гидрокомпенсаторов на Лада Веста поможет локальная мойка, а не общая. Через гидротолкатели маслоэмульсия прокачивается плохо, отсюда и низкая эффективность комплексной промывки.
Снять клапанную крышку на 129-м моторе непросто, а для локальной мойки доступ к гидромодулям – необходимое условие. Дефектный компенсатор либо имеет постоянный зазор, либо заметно легче остальных продавливается деревянным клином, упираемым в нерабочую поверхность кулачка.
Для смытия нагара и удаления посторонних продуктов сойдут такие жидкости:
Преимущество замены – гарантия хорошего результата. Недостатков два. Комплект оригинальных каталожных деталей обойдется дорого. Самому вряд ли получится правильно установить его, поэтому машину придется передавать в сервисный центр. Тут также придется подождать два-три дня.
Нужно принимать во внимание, что на некоторые машины зарубежного производства распространяется дефицит деталей. Приходится ждать, когда приедет полный комплект, тратить деньги на оплату почтовых услуг, записываться на ремонт в сервисный центр. Для правильного монтажа придется еще выделить некоторую сумму на одноразовые детали – герметик и прокладки.
Если случай запущенный и водитель не пытается предпринять действия по восстановлению нормальной работы мотора, последствия могут оказаться печальными. Сначала при запуске со временем усиливается стук. Далее пропадает ровный холостой ход. Так как регулировка теплового зазора не происходит должным образом, с каждым разом становится сложнее набирать обороты. В конечном итоге изнашивается весь клапанный механизм, ремонт двигателя становится неизбежным.
Как восстановить гидрокомпенсатор?
Не каждый компенсатор подлежит ремонту, но иногда замену можно оттянуть. Это особенно актуально в тех случаях, когда купить гидрокомпенсатор подходящего типа по каталогу возможности нет. Существует как минимум три способа восстановления толкателя:
Следите за состоянием гидрокомпенсаторов и ваш двигатель отработает не одну сотню тысяч пробега без проблем.
С учетом приведенной выше информации можно сделать вывод о том, что причин для стука гидрокомпенсаторов достаточно много. В некоторых случаях бывает даже так, что стучат новые гидрокомпенсаторы. Это происходит тогда, когда параллельно было неправильно подобрано моторное масло, забит масляный фильтр, имеются проблемы с чистотой системы смазки или маслонасосом, присутствуют скрытые или явные неполадки двигателя, которые не были устранены.
Дополнительно не рекомендуется без надлежащего опыта сразу самому разбирать ДВС для диагоностики, замены или промывки гидроопор. Дело в том, что причину стука нужно точно установить. Достаточно распространены случаи, когда после промывки и очистки гидрокомпенсаторов, а также каналов смазочной системы стук все равно оставался. В подобной ситуации помочь избежать возможных последствий и незапланированных финансовых затрат способна только профессиональная диагностика двигателя.